Предыстория... Еще в советские времена, на одной из центральных площадей Минска столкнулись две "Волги". Вроде трагедия... Однако очевидцы этого ДТП буквально ухохатывались от увиденного. А дело всё в том, что в "Волгу" с номером МНИ, врезалась "Волга" с номером МНУ. Как говорится, и смех и грех.
А буквально пару лет назад в Сургуте произошла не менее интересная история. В ГИБДД города поступили номера серии "СРУ"! Водители новых автомобилей, учитывая сложившуюся ситуацию, не спешили ставить на учет свои авто. А между тем время шло... Понятно, что пока не закончатся эти номера, новая партия не поступит! Народ, скрипя сердцем, все-таки пошел на "унижение"... С тех пор по сургутским дорогам стали колесить сургутские "засранцы"!
Но кто вообще решил "клеймить" машины и когда были выпушены первые автомобильные номера? Сведения о том, где был выдан первый номерной знак, разнятся. Есть несколько версий того, где и как это произошло. В любом случае, можно сказать, что в Европе первые номера появились еще в 90-х годах 19-го столетия. В Российской империи это событие произошло несколько позже. Первые номерные знаки на автомобилях были установлены в самом начале 20-го столетия. Случилось это, кстати, не в столице, которой тогда был Санкт-Петербург, а в Риге в 1904 году. Первоначально на номерах писались только цифры. В те далекие времена число автомашин было очень невелико и владели ими лишь наиболее обеспеченные граждане. Единой государственной системы регистрации не существовало. В каждом городе были свои собственные номера, которые сильно различались по размерам и внешнему виду. Их меняли ежегодно после прохождения техосмотра. С тех пор многое изменилось. Изменился размер табличек, номера, да и сами машины изменились.
Сегодня, помимо обычных общегражданских, существуют, так называемые, специальные номерные знаки. Например, на военных автомобилях всегда были номера, отличные от тех, которые выдавались частным автовладельцам. Аналогичная ситуация была и с автомобилями дипломатических представительств зарубежных стран. Помимо идентификационной функции, автомобильный номер с некоторых пор стал служить еще и показателем социального статуса владельца машины. Особенно широко эта мода распространилась в 90-х годах прошлого века. В то время появилось большое количество быстро разбогатевших людей, и некоторые из них стремились любым способом выделиться из общей массы менее шустрых и удачливых сограждан. Самым простым способом показать себя было приобретение шикарной иномарки и обзаведение "крутыми" номерами. С тех пор минуло 10 лет, однако любовь к блатным номерам у автовладельцев не угасла.
В новый период номера разделились на три основные категории: "федеральные", "престижные" и обычные. Самыми "VIP-овыми" единогласно считаются так называемые "федеральные" номера. Вместо цифрового обозначения региона в правой части таких номеров изображен российский триколор. Выдаются они высшим должностным лицам государства и слывут абсолютно непродаваемыми. Как правило, принадлежность к госструктурам и "ограниченным" сериям можно проследить именно в буквенном сочетании номера. Так, машинам администраций субъектов федерации обычно присваиваются номера серии А_О, где средняя буква обозначает регион. Например, в Москве чиновники ездят на АМО, в Самаре – АСО, в Иркутске – АИО.
Серия АМР присваивается "нашей доблестной". Однако почувствовать себя милиционером сейчас может практически любой желающий... Милицейский номер обойдется примерно в 10 тыс.долларов. У самих же стражей порядка остались лишь считанное число таких "АМР". Принадлежат они сейчас, как правило, верхушке Министерства - Грызлову (001), его заместителям Чекалину (003), Нургалиеву и Васильеву. Их обладателем также является бывший глава ГИБДД Федоров. На стороне ими обзавелись многие крупные бизнесмены. Например руководитель "Росспиртпрома" Сергей Зивенко и Сергей Михайлов. За последним закреплен номер А005МР77. Стоит отметить, что такие машины останавливают только за очень серьезные нарушения.
Что касается серии "Еду Как Хочу"... Так расшифровываются номера серии ЕКХ77 и 99, принадлежат они ФСО России. Сотрудники Госавтоинспекции всегда и все таким автовладельцам прощают. Пересек сплошную, подрезал, превысил скорость – все нипочем. В связи со статусом номеров, купить их очень и очень сложно. Известны случаи, когда такие номера дарились за услуги.
Несколько проще обстоят дела с серией ХКХ77 и 99. Принадлежат такие номера ФСБшникам. Купить их сложно, но можно! Пару лет назад за них пришлось бы выложить около 40 тыс.долларов, сейчас же этот "товар" стоит на порядок выше.
Появившиеся в 2007-ом году ООО стоят гораздо дешевле. Их обладателями становятся в основном деятели шоу-бизнеса. На джипе "Hummer" певца Александра Малинина, например, красуются О003ОО. На "Bentley" Максима Галкина висит О070ОО. Изначально же эти три буквы ("три Ольги") предназначались для авто инвалидов и в свое время были неуязвимы для гаишников. Хотя и сейчас автоинспекторы относятся к ним с довольно большим уважением...
Очень хорошее средство от автоинспекции - серия ССС77 ("три семена"). Принадлежит она Центру спецсвязи, Фельдъегерской службе и Министерству Связи. Машины же с номерами ССС99 возят в своих салонах представителей налоговой полиции, таможни, ГУИНа и ГОХРАНа.
Серия ААК на автомобильном номере говорит о принадлежности к Конституционному, Верховному судам, Ген.прокуратуре, Счетной палате.
Машина с буквами ААР свидетельствует о том, что ее владелец - никто иной, как высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, руководитель законодательного (представительного) органа гос.власти.
Благодаря этим сериям мы с вами может узнать, к какой структуре относится владелец автомобиля – какую "начинку" содержит проезжающая машина. Хотя этот «индикатор статусности» можно и купить... Как говорится, чем бы дитя ни тешилось...