В перспективе нас ждет жесточайший экономический и политический кризис, считает М.Хазин
Вчера были опубликованы достаточно грустные данные о состоянии
нашего Резервного фонда. Резервный фонд России за апрель сократился
почти на четверть, а именно на 23,4%. Еще на 1 апреля 2010 года объем
фонда составлял 1,553 трлн руб. ($52,9 млрд), но к 1 мая он ужался до
1,188 трлн руб. ($40,6 млрд). Если посмотреть на ситуацию в начале года
(1,83 трлн руб.), то к 1 мая фонд снизился на 35,1%. Напомним, что в
2009 году на текущую дату в фонде было втрое больше средств – 3,55 трлн
руб. С Фондом национального благосостояния (ФНБ) дела обстоят получше,
но так его и нельзя тратить на текущие нужды: за месяц он уменьшился на
1,1% – с 2,63 до 2,6 трлн руб. Объем ФНБ в начале года составлял 2,769
трлн руб. и к маю снизился на 0,6%.
Эксперты, как водится, сделали свои выводы. По нашему (специалистов
компании «Неокон») мнению, могут быть две причины такого результата.
Первая – что в апрельскую статистику включили средства, которые на
самом деле «закрывали» дефицит I квартала (его данные не совсем
сходились друг с другом). Вторая – что, наоборот, Минфин предполагает
дальнейшее укрепление рубля и по этой причине вывел из фонда (в котором
средства хранятся в валюте) деньги на квартал вперед. Есть и более
экзотические варианты, которые уже упоминались в прессе, – например,
подозрения в том, что те, кто управлял этими средствами, просто
профукали их в финансовых спекуляциях.
В любом случае, цифры эти выглядят достаточно мрачно, и что с ними
делать – большой вопрос. Напоминаю, что перед началом «острой» стадии
мирового кризиса, когда российские власти гордо заявляли о том, что
наша страна является «тихой заводью», они достаточно серьезно увеличили
социальные расходы, в частности, пенсии. В самом Пенсионном фонде
необходимых денег нет (что, кстати, и стало причиной недавнего
возвращения властей к разговорам о необходимости поднятия пенсионного
возраста), и он достаточно сильно дотировался из бюджета. Кроме того,
часть социальных расходов «висит» на региональных бюджетах, у которых
тоже нет денег, и, как следствие, они дотируются из федерального
центра. В результате, как только кризис начался (я, кстати, до сих пор
не понимаю, кто придумал байку про тихую заводь и сподобил
руководителей страны эту глупость транслировать), консолидированный
бюджет страны оказался в страшном дефиците. Минфин был вынужден
отказаться от своего главного «достижения» – многолетнего планирования
бюджета, а покрываться этот дефицит стал из Резервного фонда. И, в
общем, все стали задаваться вопросом: что будет «потом»? В смысле,
когда деньги закончатся.
Теоретически в начале 2009 года были мысли, что они закончатся к
середине года нынешнего. Но тут нам повезло: рост цен на нефть и газ,
вторичное раздувание финансовых пузырей, вызванное продолжающимися
программами поддержки экономики (в первую очередь со стороны США),
существенно поддержали наш бюджет. Но дальше-то что? Сегодня говорят о
том, что деньги в Резервном фонде закончатся к концу 2010 года (что
правдоподобно), хотя цены на нефть еще могут подрасти, но не столь уж
существенно. Во всяком случае, вчерашний спад цен (на фоне остановки
добычи нефти в Мексиканском заливе, напомню!) показывает, что предел
уже где-то близок.
Далее есть несколько вариантов, которые, в общем, носят уже скорее
политический характер. Вариант первый: главная задача – дотянуть до
выборов 2012 года, а там посмотреть, что будет дальше. Для решения этой
задачи есть деньги Фонда национального благосостояния и резервы
Центробанка, которые можно по мере необходимости запускать в экономику
(т. е. заняться чистой эмиссией). Да, это формально противоречит
закону, но его можно в случае необходимости и подправить.
Дополнительным ресурсом станут международные заимствования, негативным
источником – вывод капитала из страны, который принял в последние
месяцы весьма и весьма масштабный характер. Скорее всего, до выборов в
рамках такой концепции денег хватит, но что делать дальше – большой
вопрос.
Несколько более стратегический вариант – сокращение социальных
расходов государства. Уже принятый Госдумой в трех чтениях закон об
изменении порядка финансирования бюджетных организаций позволяет резко
сократить государственные расходы на медицину, образование и культуру.
Как следствие, если реформа будет проведена достаточно последовательно,
лет через 10 молодые российские граждане в основной массе будут уметь
немножко читать и писать свое имя, а от всей русской культуры останется
пара-тройка картинок в букваре. Как уже неоднократно отмечали эксперты,
современной российской «элите» на это наплевать, поскольку она свое
будущее с «этой страной» не связывает, но почему молчит народ, мне не
очень понятно. Впрочем, с точки зрения сохранения устойчивости
финансовой системы это тоже не выход, поскольку доходы бюджета тоже
будут сокращаться.
По мере развития кризиса (либеральная российская верхушка в него не
очень верит, но факт-то налицо) цены на нефть и газ будут падать (по
мере сокращения спроса на них). Да и попытки сократить издержки
приведут к разным негативным последствиям для «старых» сырьевых
компаний: история со «сланцевым» газом тому пример. И уже в
среднесрочной перспективе (3–5 лет) у современной России с ее весьма и
весьма специфической экономикой никаких шансов не будет: нас ждет
жесточайший экономический и политический кризис. При этом значительная
часть «элиты» просто сбежит (благо самолеты – «под парами», а виллы
ждут своих хозяев), но часть-то останется.
…И давайте отдавать себе отчет: чем более глупо с точки зрения
перспектив ведет себя наша «элита» сегодня, тем дороже и нам, и ей
придется платить в будущем.
|