Ученые разработали химический процесс, благодаря которому бросовая
растительная биомасса может быть переработана в различные виды
полноценного углеводородного топлива, в том числе и авиационное, что
позволит в будущем более полно перерабатывать и использовать
растительную биомассу для энергетических целей, сообщается в статье
исследователей, опубликованной в журнале Green Chemistry.
Несмотря на то, что разработка биотоплива, этанола и дизельного
топлива, ведется учеными уже довольно давно, массовое внедрение
подобных продуктов в качестве альтернативы дорожающим и истощающимся
ископаемым углеводородам, сдерживается несколькими факторами.
Во-первых, существующие в настоящее время технологии позволяют наиболее
эффективно переработать в биотопливо только те сорта растений, которые
могут использоваться в пищу человеком или домашними животными. Эта
конкуренция с продовольственным рынком, согласно опасениям экономистов,
может привести к опасному росту цен на продукты питания.
Альтернативный же подход, когда в биотопливо перерабатывается только
бросовая растительная биомасса, отходы сельского хозяйства и
деревообработки, позволяет на настоящее время получить с экономической
выгодой только отдельные компоненты топлива, они могут лишь добавляться
в топливную углеводородную смесь, основой которой являются ископаемые
углеводороды.
Джеймс Дюмесик (James Dumesic) из Университета Висконсин-Мэдисон в
США первым сумел показать, что и бросовую растительную биомассу можно
переработать в полноценное топливо, которое не будет нуждаться в
добавках ископаемых компонентов.
Согласно разработанному ученым принципу, растительная масса сначала
подвергается гидролизу - частичному разрушению растительных
биологических молекул-полимеров под действием воды. Этот процесс дает
левуленовую кислоту, которая затем восстанавливается до другого
химического соединения из класса кетонов - гамма-валеролактона.
Валеролактон уже может использоваться как компонент топлива на основе
ископаемых углеводородов, однако Дюмесик показал, что в ходе дальнейших
химических превращений, эта кольцевая молекула может быть раскрыта в
линейную углеводородную цепочку, и восстановлена до непредельных
углеводородов с девятью атомами углерода в цепи.
Дальнейшее взаимодействие получившегося набора молекул между собой с
участием кислотного катализатора приводит к их частичной полимеризации
- олигомеризации, и образованию смеси алкенов с 18 атомами углерода в
цепи. Этот продукт, после восстановления до насыщенных углеводородов,
алканов, может использоваться в качестве авиационного топлива.
По признанию экспертов, мнение которых приводит интернет-издание
Королевского химического общества Chemistry World, это очень
перспективная технология, однако ее успех, равно как и успех всей
отрасли, будет зависеть от того, удастся ли наладить подобную
переработку для всех видов бросовой растительной биомассы. В первую
очередь, это касается производства исходных компонентов: левуленовой
кислоты и гамма-валеролактона.
источник http://www.rian.ru
|