Президент Дмитрий Медведев одобрил решение о создании в России
дорожных фондов, сообщил министр финансов Алексей Кудрин. «Вчера мы
вместе с главой Минтранса доложили наши предложения президенту, они
были одобрены. Принято решение о создании федерального дорожного фонда,
который будет аккумулировать средства на создание и строительство
дорог», — сказал во вторник глава Минфина. Объем федерального
дорожного фонда, который будет создан в 2011 году, составит 377 млрд
рублей, в 2012 году его объем будет 348 млрд рублей, в 2013-м —
408 млрд рублей, передает РИА «Новости». При этом в 2011 году
средства от увеличенных на один рубль топливных акцизов поступят в
федеральный бюджет, а в 2012 году, когда акцизы на топливо вырастут еще
на рубль, половина собранных средств будет отчисляться напрямую в
регионы в зависимости от количества дорог и стоящих на учете
автомобилей. За счет этого в 2011 году бюджет получит 82,9 млрд рублей,
через год — 174 млрд, а в 2013 году — 279 млрд рублей. В 2011 году
34 млрд из них передадут в регионы, в 2012 году — 174 млрд, в 2013 году
— 279 млрд рублей, уточняет «Интерфакс». Однако рост цен на
топливо не повлечет за собой отмену транспортного налога, как
предполагалось ранее. Базовую ставку налога планируется снизить вдвое,
а также предоставить регионам право отменить налог для автомобилей
мощностью менее 150 л.с. — такая мера останется на усмотрение
региональных властей. «На федеральном уровне мы понизим базовую
ставку в два раза, и от нее субъекты РФ смогут определять ставку более
гибко — в зависимости от категории автомобиля, от его мощности, а также
от налогоплательщика, то есть будут учитываться интересы льготников», —
сказал Кудрин. Политологи прогнозируют, что региональные власти
упразднят налог для маломощных машин. «Здесь очень серьезные социальные
последствия, — рассуждает заместитель гендиректора Центра политических
технологий Алексей Макаркин. — Основной протест идет от владельцев
небольших маломощных авто, а это люди небогатые, и для них транспортный
налог является серьезной обузой. Власти пойдут навстречу этим
избирателям для поддержания социальной стабильности перед
парламентскими и президентскими выборами». Для грузовиков
транспортный налог пока останется без изменений. По словам министра
транспорта Игоря Левитина, в будущем помимо топливных акцизов дорожные
фонды будут формироваться за счет сборов с авто массой более 12 тонн и
иностранных грузоперевозчиков, передает ИТАР-ТАСС. «Однако пока мы не
можем это сделать, поскольку дорожную сеть необходимо оборудовать
техническими устройствами. Таким образом, пока транспортный налог будет
сохранен», — подытожил министр. Эксперты-дорожники указывают, что
российские дороги необходимо приводить в соответствие международным
нормам. Для этого потребуются значительные капиталовложения. «Надо
привести нагрузки на наши дороги в соответствие с международными
нормами, потому что по нашим дорогам едут грузовики не нашего
производства. Если ставить такую задачу, то таких денег (которые
планируется собрать в дорожный фонд — «Газета.Ru») не хватит», — сказал
«Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. Минтранс считает, что при помощи дорожного фонда к 2015 году будут отремонтированы 85% федеральных дорог. По
словам министра Игоря Левитина, к 2015 году до нормативного состояния
будет доведено 45 тысяч км дорог из 54 тысяч км — или 85%. Также
планируется построить 10 тысяч км дорог в регионах и 4 тысячи км
федеральных трасс. «Мы приняли решение с 2011 года к населенным пунктам
численностью 125 человек и выше все сельские дороги сделать с твердым
покрытием», — цитирует ИТАР-ТАСС главу Минтранса. На это, по его
словам, уйдет 44,5 млрд рублей. Сейчас нормативным требованиям
соответствуют лишь 38% автомобильных дорог федерального значения, а
из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в
весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных
коммуникаций, говорится в проекте «Транспортной стратегии РФ до
2030 года». До настоящего времени 39 тысяч населенных пунктов с общей
численностью населения до 15 млн жителей и вовсе не имеют связи с
транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Опрошенные
«Газетой.Ru» эксперты не верят в то, что фонды помогут наладить
ситуацию в дорожной инфраструктуре — слишком велика коррупционная
составляющая. «Здесь проблема не с финансированием, а в контроле
над средствами, которые идут на дорожное строительство», — отмечает
ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры Павел Салин. В
бюджете на текущий год на строительство дорог заложено 274 млрд рублей,
при этом до 50% этой суммы уходит на откаты, говорят в Госдуме. Глава
Счетной палаты Сергей Степашин также признался, что дороги в России
стоят в три раза дороже, чем в США, и в семь раз дороже, чем в Китае, в
том числе по причине крупных откатов. «С учетом коррупционной
составляющей руководить фондом очень выгодно, уже началась борьба между
людьми, кто его возглавит, и это подтверждает, что кусок очень жирный и
очень велика теневая составляющая — за прозрачные деньги бороться так
не стали бы», — считает Салин. «Сфера дорожного строительства весьма
коррумпирована, потому что иначе как административными причинами
стоимость ремонта и строительства дорожного полотна в России объяснить
невозможно», — соглашается директор Центра антикоррупционных
исследований Transparency International Елена Панфилова. Аналогичный
дорожный фонд был упразднен в 2000 году, потому что «средства фонда
неправильно использовались, и его руководителей обвинили в коррупции»,
— сообщили ранее в Минтрансе. В фонд поступали средства от
налогов на топливо, смазочные материалы, а также транспортный налог.
Деньги должны были использоваться на ремонт и содержание федеральных
автодорог, а также на строительство новых трасс и закупку техники. Чтобы
новый фонд не погряз в коррупции, эксперты предлагают властям уменьшить
присутствие государства в процессе строительства, повысить естественную
конкуренцию («Чтобы не только «свои» там были») и сделать фонды
максимально прозрачными. «Однако те чиновники, которые зарабатывают на
этой сфере, не готовы отказаться от этого — они воспринимают эти доходы
как зарплату и будут биться и бороться за сохранение существующих
норм», — заключает Елена Панфилова.
источник www.drom.ru
|