Центральное
конструкторское бюро (ЦКБ) имени Алексеева намерено в ближайшее время
возобновить проектные и опытно-конструкторские работы по созданию
военных экранопланов, которые впоследствии будут использоваться для
нужд силовых структур России. По утверждению ряда СМИ, полтора года
отводится на проектные работы. С 2012 года начнется второй этап
опытно-конструкторских работ, а также будет создаваться сам экраноплан.
Что такое экраноплан?
Экраноплан
(фр. Écran - щит, экран + plan - плоская поверхность) по официальной
советской классификации "Судно на динамической воздушной подушке".
Иными словами, это высокоскоростной аппарат, летящий в пределах
действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой
(до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или
льда. При равных массе и скорости, площадь крыла экраноплана намного
меньше, чем у самолёта. По международной классификации он относится к
морским судам. Посмотреть на экраноплан снаружи и изнутри сегодня доступно и нам. И исключительно благодаря Игорю Колоколову и его блогу в ЖЖ. Фото публикуются с разрешения автора. Летно-технические характеристики экраноплана "Лунь":
Размах крыла, м 44.00
Длина, м 73.80
Высота, м 19.20
Площадь крыла, кв.м 2 550.00
Масса, кг
пустого самолета - 243000
максимальная взлетная - 380000
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кг/с 8 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 2000
Высота полета на экране, м 1-5
Мореходность, баллов 5-6
Экипаж, чел 10
Вооружение: 6 пусковых установок противокорабельных ракет ЗМ-80 Москит
Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников (мичманов). Автономность 5 суток.
Известные достоинства экраноплана:
* высокая живучесть
* достаточно высокая скорость
*
у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность
по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой,
образующейся от экранного эффекта
* экранопланы по
скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на
воздушной подушке и суда на подводных крыльях
* для военных
немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на
высоте несколько метров, быстроходность, невосприимчивость к
противокорабельным минам
* для экранопланов не важен тип
поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над
замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д., как
следствие, они могут перемещаться по "прямым" маршрутам, им не нужна
наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. п.
*
современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае
обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при
сильном волнении Причём это не требует совершения каких-либо
предпосадочных манёвров и может быть осуществлено посредством простого
сброса газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама
неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных
экранопланов, ввиду того, что они имеют несколько двигателей,
разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя
маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей
стартовой группы
* экранолёты относятся к безаэродромной
авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная
взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный
участок суши.
Немного истории
В
СССР производство экранопланов началось в 1957 году и прекратилось в
начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 аппаратов. Но
свертывание работ по их проектированию и производству началось уже в
1980 году, после катастрофы "Орленка" (он же "Каспийский монстр" в
западной классификации), который столкнулся с водной поверхностью и
затонул. Ну, а в 1985 году умер ярый сторонник экранопланов - министр
обороны Дмитрий Устинов. Преемник же его - Сергей Соколов - закрыл
программу, пустив ее деньги на строительство атомных подводных лодок.
Россия сэкономила Америке?
Тем
не менее, США традиционно не дремали. В 1990-е годы, проанализировав
перспективность этого вида техники и придя к выводу, что за фактическим
отсутствием подобных разработок Америка сильно отстает в данной
области, конгресс США создал специальную комиссию, призванную
разработать план действия по ликвидации "русского прорыва". Члены
комиссии предложили обратиться за помощью… к самим русским. Российская
сторона любезно согласилась всего за 200 тысяч долларов организовать
посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они
смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку
подготовленный к вылету специально для этого визита "Орлёнок". После
этого визита, американцы, сэкономив несколько миллиардов долларов,
начали разработку своих собственных судов.
Зачем нужны экранопланы?
Честно
говоря, непонятно. По эффективности, экономичности и скорости
экранопланы проигрывают даже обычному транспортному самолету. Но есть
еще одна серьезная проблема. Экранный эффект по-прежнему крайне
нестабилен и мало изучен. Так что и сейчас он весьма опасен. Если у
пилота самолета есть достаточно времени, чтобы среагировать на
нештатную ситуацию и "провалиться" на 10-15 метров ему не страшно, то
для "экранщика" чуть вниз – уже катастрофа, поскольку полет происходит
вблизи поверхности (от 1 до 5 метров).
Более того, чтобы
летать, аппарат должен быть легким, а чтобы плавать – наоборот, тяжелым
и прочным, иначе ему не выдержать даже маленького шторма. Если же
сделать его достаточно тяжелым, то "возить" он сможет только самого
себя. Как совместить эти два противоположных требования? А главная беда
экраноплана в том, что это "вещь" на стыке кораблестроения и авиации,
а, следовательно, не нужна ни первому, ни второй. В общем, красиво,
романтично, инновационно, но для практического использования
непригодно. Примерно, как "диван-торшер" - и сидеть неудобно, и света
мало. Да и Россия не в состоянии сегодня обеспечить войска в должном
количестве не только современными вертолетами и самолетами, но и
обычными танками.
источник http://finam.info/
|