Главная » 2010»Июнь»28 » Катастрофы в авиации РФ - следствие деградации системы
10:41
Катастрофы в авиации РФ - следствие деградации системы
24 июня в Подмосковье рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60
"Касатка". Рухнул он во время испытательного полета, во время которого
должен был сниматься рекламный ролик.
Ролик, как утверждают
некоторые СМИ, разработчики из бюро Камова хотели продемонстрировать
потенциальным покупателям своей чудо-машины. Прежде всего, иностранным.
Вообще же, катастрофы в российской авиации
происходят регулярно, и очередным падением никого не удивишь. Но здесь
есть одна деталь, которая показывает, почему российские самолеты и
вертолеты так не вовремя падают. Вот краткая история Ка-60.
Начали
его разработку еще в первой половине 80-х годов. Первый пробный полет
машина совершила в 1998 году. За прошедшие 12 лет было выпущено не то
два опытных образца машины, не то якобы семь. На вооружение армии
военно-транспортный вертолет, которым первоначально предлагалось
заменить Ми-2 и Ми-4 (а потом и Ми-8), до сих пор не поступил, несмотря
на многочисленные обещания. Не удалось запустить вертолет и в серийное
производство. Правда, готовились вроде бы в этом году, во что мало
верится. И теперь у многострадального вертолета катастрофа.
Вообще же в мировой авиации удлинение сроков разработки летательных аппаратов- дело
стандартное. Например, создание единого европейского
военно-транспортного самолета было запланировано еще в 1982 году. Потом
это дело отложили. Лишь в начале 2000-х годов было принято решение о
его производстве. Первый полет турбовинтового А400М, который строил
концерн Airbus, был запланирован на январь 2008 года, в реальности же
состоялся спустя почти два года - в декабре 2009 года. До сих пор этот
самолет не в серийном производстве и, скажем так, далек от него.
Другой
пример - успешный боевой вертолет. Для вертолета AH-64 "Апач" США
потребовалось почти 11 лет - с 1972 по 1983 годы, чтобы пройти все
этапы от начала разработки до войсковых испытаний и начала серийного
производства. При этом процесс поставки в армию растянулся еще на
несколько лет. Примечательно, что первый серийный вертолет был выпущен
лишь в 1983 году после почти 8 лет с момента первого полета прототипа.
И все эти 8 лет над машиной серьезной работали.
Не редки случаи,
когда уже в ходе разработки выяснялось, что машина, собственно говоря,
и не нужна. Конкретный случай - многоцелевой вертолет RAH-66 "Команч",
который создавали совместно Boeing и Sikorsky. В 1991 году был
представлен прототип машины, с которой команда разработчиков и выиграла
конкурс, тестовые полеты прошли в 1996-1998 годах, а начало серийного
производства было запланировано на 2006 год. Но в 2004 году армия США
отказалась от машины - дорогая игрушка стала не нужна. США вообще стали
делать в последние 5-7 лет ставку на гиперзвуковые и беспилотные
аппараты, способные наносить точные и молниеносные удары. И к радости
российских патриотов, уверенных в преимуществах конкурента "Команча" -
Ка-50 "Черная акула", американская машина далее проекта не пошла.
Собственно
на этом примере видно, что военно-промышленный комплекс, прежде всего
авиация - это сложнейшая и интеллектуальная индустрия. Боевая машина
создается здесь не для очковтирательства, а для боя. Современный
самолет пятого поколения, который в России якобы уже в каком-то виде
существует, создается не для того, чтобы выписывать мертвые петли и
делать бочки на парадах. И не для банального сравнения по ТТХ с
вероятными противниками. Каждая машина встраивается в ту или инуюконцепцию представления о военном конфликте, в созданную под нее структуру вооруженных сил и методики применения.
В
России никакой концепции современной войны не существует. Это не беда
наших политиков или генералов, поскольку для такой концепции нужен
все-таки интеллектуальный труд, которого требовать от них невозможно.
На примере мимолетной войны с ничтожной в военном плане Грузией весь
мир убедился в этом.
Поэтому смысл и цель разработки той же
"Касатки" уже давно устарели. Нет уже СССР, нет противостояния с
агрессивным блоком НАТО, в страны которого российские элитарии активно
вкладывают свои миллиарды. Но это лишь одна сторона медали. Подумаешь,
нет концепции войны. Нет понимания, с кем воевать, как воевать, чем
воевать и, наконец, зачем воевать. Это мелочи. Главное, нужно оружие.
Согласимся.
Вторая сторона медали более прозаична. Невозможно
иметь в дикой, примитивной, коррумпированной и ориентированной лишь на
сырьевой экспорт экономике такую интеллектуальную отрасль как развитый
военно-промышленный комплекс. Не получается. Есть, конечно, пример
Северной Кореи, которая за счет колоссального напряжения ресурсов,
тотального обнищания населения и при прямой помощи ряда иностранных
государств добилась успехов в ракетостроении и атомной энергетике. Это,
заметим, при ВВП в размере 3% от уровня соседки - Южной Кореи. Но ведь
зачем воевать с КНДР, если ей достаточно перекрыть поставки
продовольственной помощи? Кстати, в Пхеньяне это понимают, и потому
срочно создают ядерное оружие - будет хоть чем-то удерживать мировую
общественность от такого негуманного шага.
В целом же мировой
опыт свидетельствует прямо - примитивные общества и экономики не
"тянут" высокие технологии. И здесь крушение недоделанного вертолета
Ка-60 выглядит вполне логичным. И даже ожидаемым.
Например,
"великая энергетическая держава" пытается уже 12 лет создать
"универсальную" ракету морского и сухопутного базирования "Булава".
Итог усилий: из 12 запусков 6 признаны полностью неудачными, два -
частично. Сотни миллионов долларов - если не миллиарды - истрачены
впустую. Предшественник "Булавы" - ракета "Барк" начала разрабатываться
еще в 80-х годах, но за 14 лет так и не совершила ни одного успешного
полета. Между прочим, под эти ракеты, которых нет, спроектированы и
строятся подводные лодки типа "Борей" (одна из них - "Юрий Долгорукий"
уже даже почти готова). Можно, конечно, предаться излюбленному спору
наших знатоков, сравнив "Юрий Долгорукий" по ТТХ с американскими
"Огайо", да только у США их 14 в строю и вооружены они ракетами,
которые нормально летают.
С этим "летанием" постоянные накладки.
В ноябре 2008 года президент Медведев пригрозил США размещением
тактических ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области.
Российское чудо-оружие сразит супостата, вздумавшего в Польше и Чехии
поставить батареи своих агрессивных зенитных комплексов "Пэтриот".
Прошло два года. Первая американская батарея уже появилась в польском
городке Моронг, буквально в 70 километрах от Калининградского анклава.
А где же российские "Искандеры"? Правильный ответ - их нет, и не было.
Точнее, в 60-м Учебном центре в Капустином яру в Астраханской области
есть две установки, несущие 4 ракеты.
При этом на 2010 год
Дмитрий Медведев обещал в послании Федеральному собранию закупить 5
этих комплексов. Еще раньше обещалось вооружить "Искандерами" сразу
несколько дивизионов. А вообще этот комплекс начали разрабатывать в
1986 году, он является целиком советской разработкой конца 70-х-начала
80-х годов, и до сих пор для него нет запланированной ракеты Р-500
(хотя о ее успешных испытаниях громогласно трубил официоз еще в 2007
году).
Впрочем, авиация и ракетное оружие, действительно, вещи
сложные. Могут летать, а могут не летать. Хуже всего с людьми. Если
ракету можно мурыжить по 30 лет и она по-прежнему в "разработке", то
люди так долго не выдерживают. Меня поразило одно в истории катастрофы Ка-60 - это возраст летчиков-испытателей. Да, они опытные профессионалы, не спорю. Но только одному 57, а второму - 59 лет.
Автор: Дмитрий Пономарев (главный редактор информационного агентства InterRight). источник http://rin.ru/