Согласно одному из научных наблюдений за азиатскими странами, Япония
отличается от Индии тем, что в Японии хорошо контролируют качество
исполнения полученного коррупционным путем подряда на строительство
дороги, а в Индии — плохо. Вывод: контролирующие организации не должны
быть коррумпированы, они должны быть независимы, компетентны и
ответственны перед обществом. Конечно, еще лучше, если то же можно
сказать и о власти в целом.
Очевидно, что состояние дорог у нас контролируется из рук вон плохо (Подробнее см. "Дорожная мафия изнутри"). Ни Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ни Министерство транспорта
с его Ространснадзором и Федеральным дорожным агентством должный
контроль не обеспечивают. Мало того что фактическая ответственность за
состояние дорог размазана между органами и уровнями власти, юридическую
ответственность за него никакой орган власти вообще не несет.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» возлагает всю ответственность на проектировщиков дорог и на подрядчиков.
Гарантийный принцип, пример
которого дан в конце статьи, конечно, является эффективной мерой
повышения качества дорожного строительства, его нужно распространять и
на ремонт. Но необходимость в контроле все равно останется, ведь подрядчик может пренебречь своими гарантийными обязательствами.
Строго говоря, ситуация с качеством строительства и ремонта дорог в
стране аналогична положению с предоставлением государственных услуг в
целом. Об ответственности власти говорится довольно много. Но за очень
редкими исключениями, вроде ответственности за нарушение сроков
рассмотрения жалоб, власть юридически ни за что не отвечает. Привлечь к
ответственности должностное лицо за халатность, за повлекшие ущерб
действие или бездействие можно лишь в самом вопиющем случае. А просто из
рук вон плохое состояние дел в подведомственной области таким случаем у
нас не является.
В упомянутом законе говорится, правда, о «приоритете ответственности
государства за обеспечение безопасности дорожного движения над
ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении». Однако мы с
вами прекрасно осведомлены о конкретных формах и масштабах
ответственности водителей, а что известно об ответственности чиновников
за хронически аварийно опасные участки хотя бы федеральных трасс?
Наверное, бороться надо не столько с коррупцией, сколько за качество
государственных услуг. Ловить на «откатах» организаторов теневых
тендеров ох как нелегко. А надо ли вообще делать на это упор? Что проще
сделать областному следователю — найти тайный офшорный банковский счет
на Антигуа, куда предположительно поступил «откат», или выйти на недавно
отремонтированную (построенную) дорогу, чтобы убедиться, что она в ямах
или ее вовсе смыло, и только на этом основании привлечь к
ответственности то лицо, в чьем ведении находится организация тендеров, и
то, которое отвечает за соответствующий надзор?
Конкретно определенная ответственность за результат отправления власти
должна стать принципом. Соответствующие главы, сейчас отсутствующие,
должны появиться в законах и положениях о российских ведомствах наряду с
нынешними любовно написанными главами о «полномочиях».
источник
http://rusrep.ru/article/2011/05/17/ot_redakcii/