Успешное размещение акций крупнейшего российского поисковика на
американской бирже стало закономерным развитием событий в
интернет-секторе.
Голландская компания Yandex N.V., владеющая самым популярным в Рунете
поисковым ресурсом "Яндекс", в ночь с 23 на 24 мая 2011 года провела
первичное размещение акций на американской бирже Nasdaq.
В ходе IPO стоимость акции компании была определена на уровне 25
долларов. Всего инвесторам было предложено более 52 миллионов акций
класса "А", а объем привлеченных средств, таким образом, составит 1,3
миллиарда долларов. Вся компания оценивается примерно в 8 миллиардов
долларов США. Примечательно, что еще несколько дней назад объем
привлеченных инвесторских средств оценивался примерно в 1,1 миллиарда
долларов.
Накануне, перед закрытием книги заявок на IPO, "Яндекс" повысил
диапазон цены акции с 20-22 до 24-25 долларов. Это произошло в связи с
высоким спросом на ценные бумаги компании. В итоге размещение прошло по
верхней границе коридора, то есть по 25 долларов за акцию.
В продажах акций принимали участие и топ-менеджеры компании. Так,
основатель и генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож заработал 101
миллион долларов, технический директор Илья Сегалович - более 20
миллионов долларов. В числе других крупных продавцов акций компании
можно назвать фонды Tiger Global и Baring Vostok Capital, причем
последний является крупнейшим акционером "Яндекса" - его доля по итогам
IPO составила 26 процентов. При этом Baring Vostok Capital заработал на
размещении акций 156 миллионов долларов.
Успешному размещению предшествовал ряд достаточно значимых факторов.
Во-первых, в 2010 году крупная российская интернет-компания Mail.ru
провела IPO с привлечением примерно 1 миллиарда долларов инвесторских
средств и подогрела интерес западных инвесторов к российскому сегменту
интернет-рынка. Во-вторых, совсем недавно американская социальная сеть
LinkedIn не менее успешно вышла на биржу, а ее акции в первый день
торгов выросли более чем вдвое. Поэтому интерес к "Яндексу" в какой-то
мере был предопределен заранее.
"Интерес инвесторов к участию в IPO "Яндекса" выглядит, на мой
взгляд, вполне закономерным, поскольку базируется на ряде мощных
фундаментальных драйверов роста бизнеса поисковика, - считает Татьяна
Земцова, аналитик ИК "ФИНАМ". - Так, "Яндекс" является признанным
лидером российского рынка онлайн-поиска и выступает, таким образом,
основным бенефициаром динамично растущего отечественного рынка
интернет-рекламы, который только по итогам 2010 года вырос на 40
процентов. Высоким потенциалом роста обладает и мировой рынок
интернет-рекламы, где планирует расширять свое присутствие "Яндекс": в
2011 году его рост может составить 12,5 процента, а среднегодовая
динамика до 2015 года будет превышать 10 процентов".
В числе общих факторов, способствующих высокому интересу к IPO
"Яндекса", аналитики также выделяют повышенный спрос на интернет-активы
развивающихся стран, которые в последние годы резко нарастили свою
капитализацию. "Высокому ажиотажу, на мой взгляд, еще мог способствовать
определенный отложенный спрос на акции "Яндекса", который в связи с
негативной рыночной конъюнктурой был вынужден перенести IPO с осени 2008
года на весну 2011 года", - отмечает Татьяна Земцова.
К выходу на биржу "Яндекс" готовился еще до кризиса 2008 года, однако
затем это решение было отложено на неопределенный срок вследствие
негативной финансовой ситуации в мире. Решение не спешить с IPO было в
достаточной степени дальновидным - ведь еще год назад "Яндекс", который
сейчас стоит около 8 миллиардов долларов США, оценивался лишь в 2,5-3
миллиарда, то есть почти в три раза меньше.
Полученные в результате IPO средства "Яндекс" потратит на собственное
развитие. Деньги уйдут на закупку нового оборудования для собственных
дата-центров и обновление технической инфраструктуры.
источник http://www.rg.ru/tema/ekonomika/
|