ГИБДД поясняет свои требования по поводу установки ксеноновых фар. Указ МВД России о лишении управлением автомобильным средством сроком до года из-за нелегальной установки ксенона вызвал множество противоречий среди автолюбителей. Одни полностью согласны с таким постановлением, утверждая, что это хорошее наказание для тех, кто ради своего удовольствия ставит ксенон и не уважает тех, кого он ослепляет на дороге. Другие говорят, что плохое освещение дорог вынуждает их ставить ксенон. Более того, их возмущает тот факт, что за хорошо отрегулированный ксеноновый свет, который никому не мешает, лишают прав, а за разрешенные, но неисправные лампы, которые ослепляют не меньше ксенона — штраф всего 100 рублей. Третьи были взволнованы ущемлением своих прав: на каком основании инспектор будет проводить осмотр автомобиля на дороге? За этим возмущением последовал незамедлительный ответ от департамента, который успокоил автовладельцев с легально установленным ксеноном, так как к ним претензий нет, поскольку у них есть разрешение и соответствующая сертификация фар для использования газоразрядного источника света. Департамент уточняет, что наказанию будут подвержены те автолюбители, кто самостоятельно установит ксенон в непредназначенные для этого фары с лампами накаливания и галогенными лампами. Так как из-за такой самодеятельности страдают другие участники дорожного движения, поскольку происходит неправильное распределение света, который слепит глаза и мешает нормальному вождению. Эти поправки были направлены госавтоинспекторам от 25 февраля 2010 года N 13/5–427.
В поправке указывается и тот факт, что не каждый инспектор ГИБДД может проверить соответствие ламп и фар. За этим должен следить технический надзор. Инспекторы, проводящие техосмотр машин, работают также и на постах ДПС, поэтому они имеют право провести экспертизу ваших фар. Однако если у вас возникли сомнения по поводу компетентности данного инспектора, желающего проверить ваш личный автомобиль, вы имеете полное право потребовать у него удостоверение. Функцию проверки фар выполняют только инспекторы технадзора, потому что именно они являются специалистами в этой области, а инспектор ДПС может просто не знать всех тонкостей этой работы. Есть еще один спорный момент в этом довольно деликатном вопросе. Часть 3 статьи 12.5 КоАП никак не связана с ксеноном. Она лишь запрещает устанавливать на переднюю часть машины стробоскопы, синие фонарики на омыватели и другие ненужные вещи «для красоты».
Департамент полностью следует мнению Научно-исследовательского и экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования, который убеждает нас в том, что нельзя совмещать лампы накаливания с газоразрядным источником света, т. к. это является несоответствием режима работы световых приборов к требованиям конструкции автомобиля. Так считают технические специалисты. Однако, как эти специалисты связаны с юриспруденцией? И с каких пор техники придумывают законы?
Наверное, это и правильно наказывать автолюбителей, которые слепят встречные машины и тем самым создают помехи на дорогах. Но тогда давайте будем наказывать всех нарушителей, а не только тех, кто установил себе ксенон, иначе это какая-то несправедливость! А что если есть разрешение на ксенон, а он установлен выше допустимой нормы, что может доказать только техосмотр? А если стоят обычные фары, но неправильно установлены и это также может определить только специалист? Неужели этот человек будет ездить безнаказанно? В связи с нововведениями в законах в автосервисах чувствуется ажиотаж на снятие ксенона. Уж лучше расстаться с удовольствием, чем с правами. Но наш народ не так уж и прост, так что скоро будут, к примеру, подменять маркировку фар. И будем мы все-таки ездить с ксеноном и практически законно.