Готовя материал для данной статьи, автор посетил
ряд интернет-форумов, посвященных накачки шин азотом. Такая услуга
в последнее время предлагается многими шинными мастерскими. Само собой,
те, кто предлагает, отмечают несомненную полезность «азотной накачки»,
главным образом, ссылаясь на то, что пришла она из мира Формулы 1. А там
плохого не посоветуют. Мнения же потенциальных потребителей не столь
категорично однозначны. Многие не понимают, каковы достоинства азота.
А очень часто задается простой вопрос: «не является ли предлагаемая
накачка азотом банальной раскруткой?» В меру своей компетентности
попытаемся разобраться в этой теме.
Общеизвестно, что окружающий нас воздух — это смесь 78% азота (N2) и 20%
кислорода (O2). Оставшиеся 2% — различные примеси, в том числе и пары
воды. Кислород необходим любому живому организму, но при закачке в шину
его полезность под большим сомнением. Во-первых, животворящий газ —
сильнейший окислитель, а внутри шины, накачанной воздухом, неминуемо
образование водяного конденсата. Причина: нагрев и остывание воздуха.
В результате неизбежны коррозионные процессы, затрагивающие как само
колесо, так и металлокорд шины. Да и сама резиновая композиция шины
в присутствии окислителя подвержена ускоренному старению.
Во-вторых, молекулы кислорода по сравнению с молекулами азота обладают
повышенной текучестью, способностью «вытекать» через стенки шины.
За этим следует падение давления в ней и необходимость периодической
подкачки, даже если отсутствуют видимые признаки того, что шина
«травит». Уже этих двух доводов хватило бы, чтобы всерьез воспринять
идею исключения кислорода из применяемого состава для закачивания
в шину. Однако существует довод и более серьезный и значимый —
это безопасность. Именно он послужил основополагающим для использования
азота в шинах «болидов». Коррозия и утечка тут не столь значимы, ведь
колеса на трассе гонки заменяются неоднократно. А вот безопасность —
это серьезно. Дело в том, что коэффициент теплового расширения воздуха
превышает тот же показатель у азота почти в семь раз. На практике
это означает, что во много раз снижается риск взрывного разрушения шины,
накачанной азотом при интенсивном разогреве колеса. Кроме того,
обеспечивается относительная стабильность давления в шине в широком
интервале температур, что положительно сказывается на динамике движения
в экстремальных условиях. При обычной же эксплуатации — за счет
стабильности давления — срок службы шины значительно продлевается. Хотя
многие рядовые водители, высказывая субъективное мнение, отмечают
улучшение динамики автомобиля, шины которого накачены азотом.
Из мира большого спорта азот перекочевал в обычную практику. Причем
в Европе этот газ первоначально опробовали водители грузовиков.
И остались очень довольны. Ведь нормальное давление в таких колесах 7–9
бар. Если используется воздух, закачанный в холодную шину, то после
хорошего пробега и разогрева колеса давление может вырасти на 2–3 бара.
Малейшее повреждение шины провоцирует ее взрывное разрушение с легко
предугадываемыми последствиями. И такие случаи бывают достаточно часто.
Так вот, замена воздуха на азот при накачке шин грузовиков позволила
практически полностью избавиться от подобных неприятностей. Это —
статистика, которую никто опровергать не собирается.
Поняв, что азот — не роскошь, технологию взяли на вооружение и те,
кто обслуживает колеса легковых автомобилей и даже мотоциклов. Ведь
условия эксплуатации шин многих современных легковых автомобилей
и мотоциклов, особенно если владельцы исповедуют жесткий стиль езды,
ненамного легче, чем у грузового транспорта.
Таким образом предложение накачать шины азотом — на самом деле никакая
не раскрутка клиента, а вполне целесообразная, современная услуга.
Просто пока к ней не привыкли, как ко всему новому. Это продление срока
службы шины и повышение ее безопасности. Тем более что по мере развития
технологий получения азота из воздуха, а точнее сепарации его молекул,
стоимость услуги непрерывно снижается, и в скором времени накачка азотом
будет незначительно превосходить по цене накачку воздухом.
источник www.shintop.ru
|