Наказание за экстремизм в интернете предложено ужесточить
Правительство России внесло в Госдуму ряд поправок в
законодательство, которые призваны ужесточить наказание за
экстремистскую деятельность. В частности, предлагается наказывать за
призывы к такой деятельности в интернете как за призывы в СМИ. Кроме
того, планируется ввести наказание за финансирование экстремизма.
В пояснительной записке к законопроекту
указывается, что из-за недостатков в действующем законодательстве
борьба с экстремизмом остается малоэффективной. А число подобных
преступлений, как подчеркивается в документе, растет. Например, в 2007
году было зарегистрировано 38 преступлений, предусмотренных статьей 280
УК РФ (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), а
в 2010 году - 51. Рост зарегистрированных преступлений по статье 282 УК
(Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства) за тот же период оказался также значительным - их число
увеличилось со 170 до 272.
Законопроект, во-первых, вводит уголовную ответственность за
финансирование экстремистской деятельности. Для этого предлагается
включить в УК специальную статью 282.3 и внести поправки в статью 104.1.
Если подобное преступление будет совершено без использования служебного
положения, максимальное наказание составит три года лишения свободы, а
если с использованием - шесть лет. Вводятся изменения, предусматривающие
конфискацию имущества, которое получено в результате совершения
экстремистских преступлений.
Однако наибольший интерес в законопроекте вызывает другое. За публичные
призывы к экстремистской деятельности в интернете предлагается
наказывать по части 2 статьи 280, по которой проходят дела о подобных
призывах в СМИ. Максимальное наказание по этому пункту - лишение свободы
на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.
Пока призывы к осуществлению экстремистской деятельности, размещенные в
интернете, квалифицируются просто как публичные призывы (сайты, не
зарегистрированные в качестве изданий, не считаются СМИ). Им посвящена
первая часть 280-й статьи. Максимальное наказание, предусмотренное тут,
составляет три года лишения свободы с запретом занимать определенные
должности и заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Упоминание об интернете прибавлено и к первому пункту 282-й статьи. Пока
что там говорится только о возбуждении ненависти или вражды публично
или через СМИ. Казалось бы, добавление в этот перечень еще и интернета
ситуацию не меняет - за экстремистские высказывания в сети по данной
статье судили и раньше (использовался критерий публичности). Однако
поправку можно понять так, что проверять на предмет экстремизма можно
будет весь интернет, в том числе частную переписку.
В пояснении к законопроекту указывается, что отсутствие адекватной
реакции власти на размещение экстремистских материалов в сети
"культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности". Как
говорится в документе, меры пора принимать в том числе и из-за
"компьютеризации российского общества". С другими изменениями, одобрения которых добивается правительство, не
все ясно. Странная поправка предлагается к примечанию к статье 282.1.
Сейчас там сказано, что от уголовной ответственности освобождаются те,
кто добровольно ушел из "общественного или религиозного объединения либо
иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в
законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с
осуществлением экстремистской деятельности". Для освобождения от
ответственности при этом человек не должен совершать иных преступлений,
кроме членства в таком сообществе. Теперь же предлагается всю эту
формулировку убрать, заменив данный фрагмент двумя словами -
"экстремистское сообщество". Остается неясным, каков будет критерий
этого "экстремистского сообщества", если упоминания о признании его
таковым судом в законе уже не будет.
Поправки вносятся также в закон "О противодействии экстремистской
деятельности". Предлагается подробно расписать функции органов власти
по борьбе с экстремизмом. Кроме того, из статьи 13 этого закона
предлагается исключить упоминание о том, что решение о включении
чего-либо в федеральный список экстремистских материалов может быть
обжаловано в суде. В комментарии "Независимой газете" секретарь ЦК КПРФ
Вадим Соловьев
пояснил,
что в случае принятия поправок подавать в суд придется на действия
Минюста, а не на решение конкретного суда. "А это значит, что процесс
может затянуться на годы", - считает он.
Все эти поправки хоть и не радикальные, но, по крайней мере в том, что
касается интернета, заметные. О необходимости бороться с экстремизмом
российские власти говорят постоянно. После беспорядков на Манежной площади в декабре 2010 года президент Дмитрий Медведев назвал разжигание межнациональной розни "тягчайшим преступлением".
Вместе с тем, обращает на себя внимание, что количество
зарегистрированных преступлений, ответственность за которые
предусмотрена 280-й и 282-й статьями, невелико. Особенной жестокости в
определении наказания за них суды не проявляют. Так что нынешнее
увеличение предельного срока заключения с трех до пяти лет не выглядит
мерой, которая немедленно будет использована. Уже звучали оценки,
согласно которым нынешние поправки призваны лишь продемонстрировать
готовность правительства выполнять указания руководства страны по
активизации борьбы с терроризмом.
Намек на следующий шаг в этом направлении содержится в
финансово-экономическом обосновании к законопроекту. Там указывается,
что дополнительные бюджетные траты могут потребоваться, если президент
примет решение о создании специального органа для координации работы
федеральных, региональных и местных властей в этой области. Возможность
создания такого органа предусматривается и в самом законопроекте (в
поправке, которую планируется внести в закон "О противодействии
экстремистской деятельности").
Что это может быть за орган, неясно. В конце июля Дмитрий Медведев уже создал межведомственную комиссию по противодействию экстремизму. Ее председателем стал министр внутренних дел Рашид Нургалиев, заместителем которого в комиссии назначили директора ФСБ Александра Бортникова. Вошли туда, среди прочих, министр юстиции Александр Коновалов и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Поскольку комиссия, согласно положению о ней, как раз и должна
заниматься координацией работы различных уровней власти, возможно, ее
просто решили вписать в законодательство задним числом.
Сделать это, вероятно, стоило. Ведь как говорится в положении о комиссии
Нургалиева, она должна будет, в частности, налаживать взаимодействие
власти с общественными организациями и разрабатывать меры, направленные
на "совершенствование" деятельности этих организаций в борьбе с
экстремизмом. Комиссия, например, может запрашивать у общественных
организацией интересующие ее материалы.
Стоит отметить, что ответственность интернет-СМИ за экстремистские
публикации поправки не увеличивают. Еще в апреле 2011 года Медведев
пообещал не накладывать "лапу на интернет". Он, кроме того, поручил
министру связи Игорю Щеголеву
разработать поправки в законодательство, которые установят пределы
ответственности редакций электронных СМИ за комментарии читателей.
Впрочем, правозащитники заявляют о том, что свобода в интернете ограничивается все больше - в частности, из-за преследования блогеров за экстремизм.
источник http://www.lenta.ru/
|