Австралия решила запретить фирменный дизайн сигаретных пачек
Австралийское правительство в целях борьбы с курением
собирается ввести унифицированные упаковки для всех брендов сигарет. Для
табачных компаний по всему миру это тревожный знак: начав с
обязательного размещения на сигаретных пачках надписей и картинок,
рассказывающих о вреде курения, государство может вскоре посягнуть на
сам фирменный дизайн продукции. Табачная компания Phillip Morris уже
пригрозила подать в суд на Австралию.
Первые надписи, предупреждающие о вреде курения, появились на сигаретах в
1970-х годах, а первой страной, которая начала печатать на сигаретных
пачках слова "Курение вредит Вашему здоровью", стали США. Япония первой
из азиатских государств выступила с подобной инициативой, однако
деликатные японцы почти двадцать лет не могли решиться сменить надпись
"Ради того, чтобы оставаться здоровыми, пожалуйста, не курите так много"
на более строгую.
С тех пор разнообразие подобных надписей значительно увеличилось:
сегодня они говорят о вреде пассивного курения, возможной импотенции или
пугают медленной и мучительной смертью. Предупреждающая надпись часто
сопровождается номером телефона, по которому люди, отчаявшиеся бросить
курить самостоятельно, могут обратиться за помощью.
С годами увеличивался и размер надписей: если сначала они печатались
мелким шрифтом по краю пачки, то сейчас они занимают от 30 процентов
пространства на лицевой стороне упаковки и до 90 процентов на обратной.
Еще одним ударом по производителям сигарет стал запрет на использование
слов "мягкий" и "легкий" на пачках сигарет, вводившийся в отдельных
странах по мере того, как все больше исследований подтверждало, что тип
сигарет не влияет на вред, который они наносят здоровью. В странах
Евросоюза запретили подобные надписи как "вводящие в заблуждение" еще в
2003 году. В 2005 году подобный запрет ввели в Австралии, и лишь год
назад - в США.
Пока эффективность этих надписей, сообщающих о вреде курения, остается
спорной, а курильщики, которых подобные сообщения, занимающие теперь
значительную часть упаковки, скорее раздражают, чем пугают, придумывают
разные способы продолжать курить, не задумываясь о последствиях.
Например, покупают портсигары или специальные чехлы для сигаретных
пачек, которые скрывают предупреждающую надпись.
В России предупреждающие надписи на сигаретах появились только в июле
2010 года, а уже в мае 2011-го ростовская компания "Донской табак"
выпустила для людей, не желающих постоянно напоминать себе о вреде
курения, специальную серию сигарет Senator. Как писала газета "РБК
daily", в пачку этих сигарет вложен специальный стикер, которым можно
заклеить раздражающую курильщика надпись. Наклейки табачная компания
украсила своими собственными слоганами, призывающими людей наслаждаться
курением и не задумываться о здоровье: "Живи полной жизнью, умри
молодым!" или "Кто знает, может, завтра ты попадешь под автобус".
Нагляднее слов
Когда прошло тридцать лет с момента появления первых предупреждающих
надписей на сигаретных пачках и стало понятно, что число курильщиков
если и снизилось, то незначительно, страны одна за другой стали
обращаться к более действенным методам антитабачной пропаганды.
Первой страной, которая начала печатать на сигаретных пачках устрашающие
картинки, стала Канада. Там они появились в 2000 году, а когда
исследования показали, что изображения действуют на курильщиков
эффективнее, чем обычные надписи (которые большинство из них просто
научилось не замечать), графическая антитабачная пропаганда
распространилась по всему миру.
На данный момент в странах Евросоюза, а также во многих странах
Латинской Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, покупателям
сигарет представляют на каждой пачке иллюстрацию вреда курения: от
достаточно безобидных картинок с пожухлым яблоком, символизирующим
старение кожи, и пожелтевшими зубами до фотографий настоящих язв,
опухолей, гангрены и мертворожденных детей.
На днях свои варианты подобных устрашающих иллюстраций показало
американское Управление по контролю за пищевыми продуктами и
лекарственными препаратами (FDA). Эти изображения появятся на
продаваемых в США сигаретах уже осенью 2012 года. FDA также объявило,
что расходы на дорогостоящие цветные изображения падут не на
налогоплательщиков, а на сами табачные компании.
Вскоре пугать фотографиями раковых опухолей или легких курильщика начнут
и россиян. В июне 2011 года Совет по здравоохранению ЕврАзЭС, куда, в
том числе, входит и Россия, утвердил двенадцать изображений, которые уже
в 2013 году могут появиться на пачках сигарет.
Вмешательство в оформление сигаретных пачек было лишь одним из
направлений, по которому правительства разных стран вели борьбу с
курением. Возможности табачных производителей по распространению
продукции были существенно подорваны массовыми запретами на рекламу
сигарет. 27 февраля 2005 года вступила в силу Рамочная конвенция
Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака. Принявшие
ее 168 стран, в том числе и Россия, согласились постепенно ввести
полный запрет на рекламу табака.
Новый виток
Несмотря на повсеместное введение на пачках сигарет надписей и картинок,
рассказывающих о вреде курения, а также на запрет на рекламу табака в
СМИ, сами сигаретные упаковки с их фирменным логотипом и дизайном,
узнаваемыми во всем мире, оставались для табачных компаний одним из
способов рекламировать свою продукцию.
Однако в 2010 году Австралия решила пойти еще дальше в борьбе с курением
и объявила о намерении к январю 2012 года ввести однотипные пачки
сигарет для всех брендов.
В проекте предполагается, что все пачки будут зелено-оливкового цвета,
поскольку, согласно проведенным исследованиям, он оказался самым
неприятным цветом, особенно для молодых людей. Значительную часть
упаковки будут занимать графическое изображение и надпись, уведомляющие
покупателя о вреде курения. Логотип и уникальный дизайн производителя с
таких пачек исчезнут, останется лишь название бренда, написанное обычным
шрифтом в нижней части упаковки.
Чиновники сходятся в том, что одним из привлекательных свойств сигарет,
особенно для молодежи, часто является "гламурный" дизайн упаковки, и
призывают лишить сигаретную продукцию всякой привлекательности.
Главные поставщики табачной продукции, Phillip Morris и British American
Tobacco’s Australia (BATA), выступили с критикой подобного предложения,
заявив, что эффективность подобных мер не доказана, в то время как
вмешательство государства в дизайн сигарет нарушает авторские права
производителей. Глава BATA Дэвид Кроу пригрозил в качестве ответных
действий понизить цены на сигареты и таким образом сделать курение
более доступным для молодежи.
И хотя австралийским властям, возможно, предстоит отстаивать свой проект
в суде, их инициатива уже была подхвачена другими странами. О введении
простых унифицированных сигаретных упаковок, как о новом способе борьбы с
курением, уже заговорили в правительствах Великобритании и Канады.
источник http://www.lenta.ru/
|